Про Panton’ы

Исторически сложилось, что Pantone — по-сути красочная компания, стала стандартом де-факто в «до-ISO-шные» времена — до образования International Color Consortium (ICC) и развития  CMS. Библиотеки цветов стали популярны и их начали использовать не только в качестве веера для выбора красок, но и для передачи из рук в руки для соответствия цвета. Так человек в любой точке «А», мог выбрать цвет по каталогу для точного воспроизведения в любой точке «Б». Поскольку не было никаких других вариантов синхронизации, Pantone разработала эталонную библиотеку и стала зарабатывать на продаже вееров своей библиотеки. Пользуясь системой для составления колеров красочной продукции, для полиграфии и прочих сфер применения, — сообщество быстро внедрило и оценило простую в использовании систему вееров, но не так давно вопросы цвета пересмотрели, появились системы аппаратного контроля. Тут и дала трещину, вросшая в подсознание производств, система. Во времена точного цвета не достаточно поэтических названий цветов, их стало можно в высокой степени точности измерить и присвоить им значения абсолютного колориметра Lab. Одним и главным плюсом Pantone автор считает высокую точность воспроизведения библиотек. Пантоны остаются практически единственным способом передать цвет на расстоянии без электронного носителя. Как только появляется электронный носитель, стандарты Pantone требуют коренного пересмотра и уточнения. В глазах специалистов по CMS Pantone и производители популярных графических пакетов могут реабилитироваться только убрав значения CMYK или написав крупно как на сигаретах о вреде курения, что значения CMYK действительны только в частных случаях.

Существует специализированная программа для просмотра и сверки с помощью спектрофотометра цветов Pantone — Pantone Color Manager. На сегодня это единственно возможный калькулятор для правильного оттображения цветов Pantone на мониторе компьютера. В начале работы программа, как и положено, предупреждает о возможных несоответствиях отображаемых библиотечных пантонов с экрана реальным пантонам. Она даже умеет смотреть в профиль монитора и предупреждать — какие именно цвета не входят в охват монитора. Грамотно переводит цвета в ближайшие координаты CMYK или RGB с учетом профиля устройства.

Основные ошибки применения цветовых библиотек Pantone:

1. Часто в брендбуках можно увидеть таблицы соответствий цветов в RGB, CMYK и Pantone. Это крайне безграмотно, поскольку любое соответствие цифровых значений верно в частных случаях, а именно при переводе цвета с использованием того или иного профиля ICC. При смене профиля цветоощущение будет другое. Теоретически к таблице соответствий нужно добавить и профиль, с учетом которого цвет переведен.
1.1 Без ICC/ICM профиля перевести цвет из системы в систему без потери соответствия цветоощущения невозможно, это аксиома. Некоторые бывалые специалисты не доверяют системе менеджмента цвета и пытаются её отключить. В современных компьютерных системах это сделать практически невозможно. Отказываясь от использования CMS в редакторе, вы  отказываетесь от выбора соответствия и теряете возможность когда-либо получить хоть сколь похожий на оригинал цвет. Система продолжает показывать цвета, обходя один из пунктов CMS. Надо ли пояснять, что дефолтов в отношении профилей не бывает. Adobe в разных версиях одних и тех-де продуктов предлагает по умолчанию различные общие профили CMYK для разных локализаций своих флагманов: американский стандарт печати SWOP в европейских версиях редакторов заменен на FOGRA. В кореле до 15 версии использовался один профиль, позже другой, то есть дефолтовый цвет меняется. «Настроенные» типографии ещё круче. В одной и той же типографии можно наблюдать все виды профилей, включая экзотические и самопальные. Редко когда операторы представляют и помнят о том, какие профили используются в данный момент и для чего.
1.2 Некоторые графические пакеты, точнее их производители, пытаются абстрагироваться от стандартных (ошибочных) значений, предлагаемых на веерах Pantone и корректно перевести пантоны в координаты целевого цветового пространства, перегоняя цвет сначала в  Lab. CMYK или RGB значения рассчитываются только с учетом профиля, поэтому они будут действительны исключительно для него. Наиболее корректно это делает Pantone Color Manager. Программа учитывает профиль выходного устройства и показывает какие пантоны могут быть точно воспроизведены на нем, а какие нет.
1.3 Перевод Pantone в CMYK приблизителен, поскольку базовые цвета библиотеки Pantone находятся вне зоны охвата CMYK. Особенно это касается открытых базовых цветов. Цвета, лежащие в зоне охвата CMYK могут быть корректно воспроизведены триадой, но это будет частный случай с учетом профилей.

2. Вееры Pantone разрабатывались для стандартизации и унификации цветов для корректного переноса. Ошибочно во всех смыслах иметь таблицы соответствий ближайшим координатам CMYK или RGB. Это наблюдается в современных графических редакторах, которые не учитывают профили устройств для воспроизведения.
2.1 Одни и те же процентовки при смешивании красок будут разными при использовании разных производителей красок.
2.2 Одни и те же процентовки CMYK будут отображаться по разному в зависимости от того, через какой профиль вы смотрите цвет на мониторе.
2.3 Таким образом вскрывается простая истина, что пользоваться библиотеками Pantone можно в ограниченных случаях.

3. Пользователь, привыкший видеть, к примеру, Pantone 315 CVC в кореле зеленоватым недоумевает, почему тот же самый пантон отображается в иллюстраторе голубоватым и где искать его аналог в новых библиотеках?
3.1 Устаревшие системы не обновляются и к примеру, Pantone 315 CVC и Pantone 315 C — являются двумя разными цветами только потому, что вееров CVC больше не выпускают, а те вееры, что были выпущены ранее, безнадежно «уехали» по цветам.

4. Пользование библиотеками пантонов допустимо только в целях локальных соответствий, то есть ткнуть в цвет на веере и смешать его на сверхточных весах для печати из базовых цветов, или заказать готовый пантон в специальных магазинах. Ни о каких соответствиях с монитором не может идти и речи, если это не специализированная система, работающая с абсолютными Lab-значениями пантонов, такая как Pantone Color Manager.

5. Никогда не заказывайте в печати те или иные пантоны не удостоверившись, что типография имеет веер и не смешивает его из CMYK-красок.
5.1 Никогда не принимайте заказ на печать соответствующим пантоном не убедившись, что заказчик выбрал его не по монитору, а по вееру.

6. Надо понимать что то, что вы видите в пантонах в иллюстраторе или кореле — очень далеко от реальных пантонов. Купите веер и проверьте.
6.1 Pantone должна писать на каждом веере предупреждение, что значения перевода в CMYK приблизительны и рекомендованы для красок, производства Pantone и абстрактных видов бумаги. Справедливости ради, можно найти кучу оправданий и в адрес Pantone, что профи никогда не будет тыкать в веер, к примеру, Pantone Solid Coated, если речь идёт о CMYKе. Для CMYKа больше подошел бы Process Coated/Uncoated, но чем дальше в лес, тем больше «но». К примеру, веер Process также подчиняется стандарту ISO с определенными видами бумаг, типа печати и растрирования. Любое изменение параметра грозит более или менее сильным уходом от библиотеки. У Pantone, как уже стало ясно, тоже всё шито-крыто, стандарты по краскам они благоразумно вписали в соответствующий ISO, после чего они имеют право указать значения в неабсолютных колориметрах — CMYK или RGB. Не подкопаешься.
6.2 Вариантов вычислить цвет по тому, как его видит заказчик на мониторе нет. Только веер с веером, с красками производства Pantone и их значений Lab могут быть синхронизированы однозначно, для любых других вычислений существуют переменные, учитываемые в профилях.
6.3 Более правильно хранить значения пантонов для демонстрации на экране монитора в Lab, но цвета безразмерного Lab отображаются на мониторе пользователя урезано, не учитывая особенности физических параметров и настройки монитора. В идеале охват монитора должен полностью перекрывать охват пантонов, но пока таких мониторов не изобрели))
6.4 Чтобы увидеть на мониторе правильный цвет в любой из систем, его надо откалибровать.

7. Перечитать))

UPD: Статья отредактирована с учетом поступившей информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


6 − 3 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>